Побеседуйте с ребенком о том, кокое время года сейчас наступило. Обратите внимание во время прогулки, какие признаки зимы мы видим на улице.
На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.
Проговорите, что зима началась 1 декабря. Выучите названия зимних месяцев.
- Какой первый зимний месяц?
- А какой последний?
- Какой месяц перед январем?
- Какой месяц после января?
- Какой месяц между февралем и декабрем?
- А когда наступает новый год?
- Какой месяц самы морозный?
- Какой самый ветряный?
- Сколько всего зимой месяцев?
Выучите стихотворение:
Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду.
Январь очень любит на санках кататься.
Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает листвой.
Июнь - тот клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрем завершается год,
Он ёлку ребятам в подарок несёт.
Сто лет пробежит - и закончится век.
И время не может замедлить свой бег.
Массаж активизирующий:
Зима
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)
Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)
И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)
Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям)
Декабрь, Январь, Февраль. кулак, ребро, ладонь
Точечный массаж:
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Нужно горлышко прогреть,
И не будем мы болеть
Артикуляционные упражнения:
Артикуляционная и мимическая гимнастика
Снеговики радуются морозу
Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.
Горка
Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Горка закрывается – открывается
Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы
– в улыбке, зубы видны, а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.
Саночки
Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.
Грустные снеговики весной
Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Сосулька
Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми») .
Санки-ледянки
Сделать язык «чашечкой».
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку
Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка
Развитие речевого дыхания и голоса:
Вьюга
Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ЯГОЙ.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)
Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Мороз колдует
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу!
Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.
Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) – гладкий, блестящий,холодный, твердый.
Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным.
Снежинки зимой (что делают?) …
Лед на солнце (что делает?) …
Мороз (что делает?) …
Метель (что делает?) …
Физминутка:
Кружатся снежинки (Кружатся на носочках)
В воздухе морозном.
Падают на землю (Медленно приседают, руками показывают падение снежинок)
Кружевные звезды.
Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково».
Снег — снежок.
Лед — …
Зима — …
Мороз — …
Метель — …
Солнце — …
Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных.
Горка из снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо льда (какая?) — …
Погода с морозом (какая?) — …
Поупражняйте ребенка в подборе антонимов , предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот»
Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Одни сосульки длинные, а другие — …
Попросите ребенка пересказать рассказ «Зима».
Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.
Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний»
Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили, («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий (грозить пальчиком)
Раз — подбросим
Два — поймаем
Три — уроним
И… сломаем (Выполнять соответствующие словам действия)
Отгадай загадки!
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
Ответ: Вьюга
* * *
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Ответ: Декабрь
* * *
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый год -
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот:
Готовят ей наряды.
Ответ: Елка
* * *
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Ответ: Зима
* * *
Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты понимаешь»
Пословица. Любишь кататься — люби и саночки возить.
Поговорка. Береги нос в большой мороз.
Источники: http://logoportal.ru/leksicheskaya-tema-zima-rekomendatsii-dlya-roditeley/.html, http://www.maaam.ru/detskijsad/kartoteka-zdorovesberegayuschih-tehnologii-po-leksicheskoi-teme-zima.html, http://littlhuman.ru/670/, http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/razvitie_rechi/leksicheskaja_tema_zima/6-1-0-1458,
На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.
Проговорите, что зима началась 1 декабря. Выучите названия зимних месяцев.
- Какой первый зимний месяц?
- А какой последний?
- Какой месяц перед январем?
- Какой месяц после января?
- Какой месяц между февралем и декабрем?
- А когда наступает новый год?
- Какой месяц самы морозный?
- Какой самый ветряный?
- Сколько всего зимой месяцев?
Выучите стихотворение:
Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду.
Январь очень любит на санках кататься.
Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает листвой.
Июнь - тот клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрем завершается год,
Он ёлку ребятам в подарок несёт.
Сто лет пробежит - и закончится век.
И время не может замедлить свой бег.
Массаж активизирующий:
Зима
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)
Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)
И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)
Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям)
Декабрь, Январь, Февраль. кулак, ребро, ладонь
Точечный массаж:
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Нужно горлышко прогреть,
И не будем мы болеть
Артикуляционные упражнения:
Артикуляционная и мимическая гимнастика
Снеговики радуются морозу
Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.
Горка
Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Горка закрывается – открывается
Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы
– в улыбке, зубы видны, а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.
Саночки
Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.
Грустные снеговики весной
Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Сосулька
Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми») .
Санки-ледянки
Сделать язык «чашечкой».
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку
Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка
Развитие речевого дыхания и голоса:
Вьюга
Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ЯГОЙ.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)
Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Мороз колдует
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу!
Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.
Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) – гладкий, блестящий,холодный, твердый.
Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным.
Снежинки зимой (что делают?) …
Лед на солнце (что делает?) …
Мороз (что делает?) …
Метель (что делает?) …
Физминутка:
Кружатся снежинки (Кружатся на носочках)
В воздухе морозном.
Падают на землю (Медленно приседают, руками показывают падение снежинок)
Кружевные звезды.
Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково».
Снег — снежок.
Лед — …
Зима — …
Мороз — …
Метель — …
Солнце — …
Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных.
Горка из снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо льда (какая?) — …
Погода с морозом (какая?) — …
Поупражняйте ребенка в подборе антонимов , предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот»
Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Одни сосульки длинные, а другие — …
Попросите ребенка пересказать рассказ «Зима».
Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.
Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний»
Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили, («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий (грозить пальчиком)
Раз — подбросим
Два — поймаем
Три — уроним
И… сломаем (Выполнять соответствующие словам действия)
Отгадай загадки!
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
Ответ: Вьюга
* * *
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Ответ: Декабрь
* * *
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый год -
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот:
Готовят ей наряды.
Ответ: Елка
* * *
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Ответ: Зима
* * *
Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты понимаешь»
Пословица. Любишь кататься — люби и саночки возить.
Поговорка. Береги нос в большой мороз.
Источники: http://logoportal.ru/leksicheskaya-tema-zima-rekomendatsii-dlya-roditeley/.html, http://www.maaam.ru/detskijsad/kartoteka-zdorovesberegayuschih-tehnologii-po-leksicheskoi-teme-zima.html, http://littlhuman.ru/670/, http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/razvitie_rechi/leksicheskaja_tema_zima/6-1-0-1458,
Комментариев нет:
Отправить комментарий