пятница, 3 января 2014 г.

Лексическая тема: Зима

Побеседуйте с ребенком о том, кокое время года сейчас наступило. Обратите внимание во время прогулки, какие признаки зимы мы видим на улице.

На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.

Проговорите, что зима началась 1 декабря. Выучите названия зимних месяцев.
- Какой первый зимний месяц?
- А какой последний?
- Какой месяц перед январем?
- Какой месяц после января?
- Какой месяц между февралем и декабрем?

- А когда наступает новый год?
- Какой месяц самы морозный?
- Какой самый ветряный?
- Сколько всего зимой месяцев?

Выучите стихотворение:

Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду.
Январь очень любит на санках кататься.
Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает листвой.
Июнь - тот клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрем завершается год,
Он ёлку ребятам в подарок несёт.
Сто лет пробежит - и закончится век.
И время не может замедлить свой бег.

Массаж активизирующий:

Зима

 Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

 Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)

 Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

 Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)

 Снег, (плавные движения ладонями)

 Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)

 Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

 Все на улицу — вперед!  (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

 Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)

 Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

 Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

 И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

 Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям)

Декабрь, Январь, Февраль. кулак, ребро, ладонь

Точечный массаж:

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Нужно горлышко прогреть,

И не будем мы болеть

Артикуляционные упражнения:

Артикуляционная и мимическая гимнастика

Снеговики радуются морозу

Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.

Горка

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Горка закрывается – открывается

Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы

– в улыбке, зубы видны, а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.

Саночки

Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

Грустные снеговики весной

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Сосулька

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми») .

Санки-ледянки

Сделать язык «чашечкой».

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку

Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка

 Развитие речевого дыхания и голоса:

Вьюга

Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ЯГОЙ.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

Мороз колдует

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…

Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.

Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.

Лед (какой?) – гладкий, блестящий,холодный, твердый.

Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным.

Снежинки зимой (что делают?) …

Лед на солнце (что делает?) …

Мороз (что делает?) …

Метель (что делает?) …

Физминутка:

Кружатся снежинки (Кружатся на носочках)
В воздухе морозном.
Падают на землю (Медленно приседают, руками показывают падение снежинок)
Кружевные звезды.

Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково».

Снег — снежок.

Лед — …

Зима — …

Мороз — …

Метель — …

Солнце — …

Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных.

Горка из снега (какая?) — снежная.

Дорожка изо льда (какая?) — …

Погода с морозом (какая?) — …

Поупражняйте ребенка в подборе антонимов , предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот»

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.

Летом небо светлое, а зимой — …

Летом день длинный, а зимой — …

Летом солнце светит ярко, а зимой — …

Весной лед на реке тонкий, а зимой — …

Снег мягкий, а лед… — …

Одни сосульки длинные, а другие — …

 Попросите ребенка пересказать рассказ «Зима».

Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.

 Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний»

Коньки, скакалка, лыжи, санки.

Ворона, голубь, воробей, ласточка.

Лиса, волк, медведь, жираф.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили, («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий (грозить пальчиком)
Раз — подбросим
Два — поймаем
Три — уроним
И… сломаем (Выполнять соответствующие словам действия)

Отгадай загадки!

Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.

Ответ: Вьюга

* * *

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.

Ответ: Декабрь

* * *

Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый год -
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот:
Готовят ей наряды.

Ответ: Елка

    * * *

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Ответ: Зима

* * *

Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты понимаешь»

Пословица. Любишь кататься — люби и саночки возить.

Поговорка. Береги нос в большой мороз.





 Источники: http://logoportal.ru/leksicheskaya-tema-zima-rekomendatsii-dlya-roditeley/.html, http://www.maaam.ru/detskijsad/kartoteka-zdorovesberegayuschih-tehnologii-po-leksicheskoi-teme-zima.html, http://littlhuman.ru/670/, http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/razvitie_rechi/leksicheskaja_tema_zima/6-1-0-1458,



Комментариев нет:

Отправить комментарий